Интервью председателя совета директоров ГК «Вологодские лесопромышленники» Александра Чуркина.

Пеллеты

«Вологодские лесопромышленники» осваивают новые рынки сбыта

«Вологодские лесопромышленники» осваивают новые рынки сбыта

Изображение: Председатель совета директоров ГК «Вологодские лесопромышленники» Александр Чуркин / ГК «Вологодские лесопромышленники»

Компания, бизнес которой изначально был ориентирован на Европу, в 2022 г. столкнулась с санкциями и остановкой европейских продаж. Председатель совета директоров ГК «Вологодские лесопромышленники» Александр Чуркин в интервью Lesprom Network рассказал о том, какие новые рынки для компании стали основными.

Как изменилась у компании структура экспорта пиломатериалов после введения санкций? Получилось ли компенсировать объемы поставлявшиеся в Европу поставками на другие рынки?

Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» смогла сохранить объемы экспорта, изменив, при этом географическую структуру продаж. Лидирующие позиции в структуре экспорта сейчас занимает, и, в ближайшей перспективе будет занимать, Китай. По итогам 2023 г. почти 70% нашего экспорта пришлось именно на его долю. Однако и на китайском рынке свои позиции смогли сохранить только те компании, которые имеют прочные позиции, стабильное качество и объемы поставляемой продукции и могут обеспечить высокий сервис. Именно это обстоятельство во многом послужило триггером к общему снижению объемов экспорта в масштабе страны.

Также мы работаем с рынком АТР, Средней Азии и Северной Африки. В части фанеры – с рынком Ближнего Востока, а также Северной Африки, Юго-Восточной Азии, СНГ и России. Спрос на биотопливо, к сожалению, сконцентрирован только в Южной Корее. Расширяем присутствие во Вьетнаме, Индии. Помимо этого, группа рассматривает в качестве перспективного направления Ближний Восток: Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, где есть средства для инвестиций в большие стройки, а также Японию.

Доставка в Китай из Вологодской обл. дороже, чем в Европу. Как удалось компенсировать расходы на логистику?

В течение 2022–2023 гг. мы активно занимались вопросами логистики, перестраивали схемы доставки нашей продукции. Результатом стало открытие собственных контейнерных терминалов в г. Подпорожье и г. Малой Вишере, которые позволяют формировать в непосредственной близости от производства контейнерные поезда и более эффективно отправлять продукцию в направлении Китая и портов Дальнего Востока.
Однако вопрос логистических барьеров по-прежнему стоит остро. Важность поддержки лесопромышленного комплекса РФ подтверждена Поручениями Президента РФ от 22 марта 2023 г., сформированных по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса. Фактически данные поручения не исполнены. Ведущие предприятия Вологодской обл. не получили предусмотренную в рамках постановления Правительства РФ №1347 компенсацию транспортных расходов из-за недостатка лимита финансирования. Так, на цели поддержки металлургической, химической и лесной промышленности выделено 7,5 млрд руб., равнозначные поддержке 15 юридических лиц на три отрасли РФ, что не сопоставимо с общим количеством заявителей.

Также вразрез поручению Президента РФ Федеральным бюджетом на 2024 г. (№540-ФЗ от 27.11.2023 г.) предусмотрено сокращение финансирования поддержки в рамках постановления Правительства РФ №1347 на 30% к уровню 2023 г. Разработанное в соответствии с Поручениями Президента РФ постановление Правительства РФ от 26 июля 2023 г. №1215 не обеспечено финансированием, средства в Федеральном бюджете на 2024 г. не предусмотрены. При этом ежемесячно сокращаются объемы выделения квот на перевозку контейнерных поездов в Китай и порты Дальнего Востока под предлогом наличия альтернативного маршрута – морских отправок из портов СЗФО и установленного постановлением №1215 механизма субсидирования данных затрат. С сожалением резюмируем, что предусмотренные меры поддержки остаются лишь на бумаге – подавляющая часть предприятий лесопромышленного комплекса их не получает.

Как вы оцениваете возможное развитие спроса в Китае в условиях кризиса в строительстве?

На сегодняшний день импорт в Китай хвойных пиломатериалов остается стабильным. Китайские компании готовы приобретать большие объемы. В отношении цен можно сказать, что на рынке Китая наметилось оживление.

Сохраняются ли возможности поставок пиломатериалов из России в Японию?

Да, такие возможности сохраняются. Японский рынок всегда был очень требовательным и осторожным, а с усугублением геополитической ситуации он стал еще более требовательным и осторожным. Далеко не все поставщики могут соответствовать требованиям к качеству, предъявляемым этим рынком. Но мы полагаем, что Группа компаний «Вологодские лесопромышленники», ввиду традиционно высокого качества, не встретит каких-либо препятствий на этом рынке.

Спрос на пиломатериалы в Японии нельзя рассматривать в отрыве от общей мировой экономики, в которой сейчас наблюдается стагнация. Долгое время этот рынок был перенасыщен – японцы перезакупились пиломатериалами более чем на год вперед и только осенью прошлого года рынок начал «оттаивать». Но все равно, кризисные явления отмечаются. Собственно они отмечаются во всей азиатской экономике: и в Японии, и в Южной Корее, и даже в Китае. Но, тем не менее, спрос есть и японцы готовы платить за качественные пиломатериалы. Конечно, сейчас нет таких высоких скачков цен, как было несколько лет назад, но тем не менее этот рынок все еще остается привлекательным. В этой ситуации многое будет зависеть от того, будет ли соответствующая логистика, которая позволит российским предприятиям торговать с достаточной маржинальностью.

От чего зависит появление такой логистики?

Экспортеры Северо-Запада значительно зависят от реализации предусмотренных поручениями Президента РФ мер поддержки в виде предоставления транспортных субсидий. При этом Группа компаний «ВЛП» прорабатывает и альтернативные маршруты доставки грузов, предусматривающие применение китайских морских портов в качестве логистических хабов, позволяющих получить надежные каналы поставок в страны АТР, ЮВА, Японию, США.

Какие рынки пеллет могут быть наиболее перспективными для российских компаний?

На данный момент, помимо Южной Кореи, перспективным можно рассматривать российский рынок. Но для этого необходимо совершить несколько шагов, в том числе не без участия государства. Это касается перевода котельных на альтернативное природное древесное топливо, на биотопливо, но не дрова, а пеллеты и брикеты. У них плотность выше, чем у натуральной древесины, поэтому с одной единицы объема теплоотдача существенно выше. Не надо тянуть газ, не надо обустраивать места для хранения горючих материалов, и это экологичное и местное топливо! Поэтому российский потребитель – это наиболее ясная перспектива, в том числе частный сектор, поскольку биотопливо гораздо дешевле и выгоднее, например, электрического отопления. Кроме того, в России есть свои производители котельного оборудования, работающего на пеллетах. И помощь государства этим компаниям, возможно через предоставление субсидий, позволит стимулировать развитие внутреннего рынка древесных топливных гранул.

С 1 февраля котельные Харовска начали переводить с угля на биотопливо. Позволит ли перевод муниципальных котельных на пеллеты решить проблему с их сбытом внутри страны?

Производственные мощности группы компаний по производству биотоплива – 52 тыс. т пеллет в год. К сожалению, котельные Харовска смогут потреблять лишь небольшую часть этого объема, поэтому поиски решений этого вопроса продолжаются.

Планируете ли вы увеличивать объемы производства в этом году?

Не планируем. На 2024 г. в планах – производство порядка 460 тыс. м3 пиломатериалов, чуть более 52 тыс. м3 строганой продукции, около 40 тыс. т биотоплива.

В настоящее время АО «Группа компаний «ВЛП» планирует реализацию приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса по строительству на ООО «ШКДП» в п. Шексна Вологодской обл. дополнительной линии по производству ДСП мощностью 470 тыс. м3. Инвестиции в проект составят около 7 млрд руб. Дополнительная потребность в сырье оценивается примерно в 700 тыс. м3 древесины. Проект позволит компании увеличить объемы переработки низкосортной древесины.

«Вологодские лесопромышленники» планируют приобрести российские активы компании Metsa?

«Вологодские лесопромышленники» подписали соглашение о приобретении акций и долей дочерних компаний Metsä Group: «Мется Свирь» и «Мется Форест Подпорожье». Оба предприятия находятся в Подпорожском р-не Ленинградской обл. Первое занимается выпуском пиломатериалов, второе – лесозаготовкой. Мы рассчитываем, что сделка может быть закрыта к середине текущего года. Оба предприятия расположены недалеко от нашего лесозавода, так что привлекательны для нас с географической точки зрения. Кроме того, в свое время финская компания много инвестировала в оборудование и технологии.

Рассматриваете ли вы еще активы для приобретения?

Мы постоянно нацелены на развитие и повышение эффективности. Мониторим все активы, которые потенциально могут быть реализованы. Наши приоритеты – это качественная сырьевая база, хорошее состояние основных производственных фондов. Далее мы уже смотрим, каких результатов мы сможем добиться с этим активом, какой будет синергетический эффект.

Увеличилось ли, по вашим оценкам, количество производственных активов, выставленных на продажу в российском ЛПК после введения европейских санкций?

Процесс консолидации активов идет уже достаточно давно, а санкции, и последовавшая за ними резкая корректировка основных рынков сбыта, ускорила этот процесс. Выставленные на продажу активы можно условно разделить на две группы: активы западных компаний, которые были вынуждены уйти с российского рынка из-за санкций, и активы компаний, которые столкнулись с резким снижением эффективности своего бизнеса, не смогли перенастроить логистические цепочки, развивать новые для себя ниши и рынки. Активы из первой группы, в основном, уже проданы российским компаниям, а вот по второй группе мы видим, что процесс набирает обороты. Что, конечно же, ускорит консолидацию активов.